Одной из причин плохого конца является множество совершаемых грехов, как явных, так и скрытых. Это постоянство в больших и малых грехах до такой степени, что сердце покрывается мраком и его охватывает болезнь. В результате человек перестаёт испытывать страх перед Аллахом и перед плохим концом жизни. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Но нет, по причине совершаемых ими грехов их сердца покрылись пеленой подобно ржавчине» (сура «Аль-Мутаффифин», аят 14).
كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ
Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, в своей самой известной книге «Ихьяу улюм ад-дин» пишет: «Иман (вера) грешника непременно бывает неполноценным. Иман – это не одно целое, а состоит из более чем семидесяти частей, важнейшая из которых – свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, а наименее значимое – удаление с дороги того, что может навредить людям. Примером этому являются слова того, кто сказал: "И человек, он тоже не единое целое и тоже состоит из семидесяти с лишним частей, наиважнейшими из которых являются сердце и душа, а наименее важными – удаление с тела грязи через пострижение усов и ногтей, очищение кожи от грязи. Да так, что он отличается от животных, которые бывают испачканными грязью, обросшими когтями и копытами".
Иман подобен человеку, отсутствие свидетельства единобожия влечёт полный крах, подобно тому как отсутствие души. А иман, состоящий лишь из свидетельства единобожия, подобен инвалиду, у которого нет конечностей, глаз, всех наружных и внутренних органов кроме души. И подобно тому, как такой человек не способен жить и душа покинет его тело, в котором нет органов, что поддерживали бы его, и тот человек, иман которого состоит лишь из основы, который постоянно совершает грехи, велик риск, что дерево имана такого человека снесут порывистые ветра во время прихода ангела смерти. Всякий иман, ствол и корни которого не погружены в истину и ветки которого не распространились в благих поступках, не выдержит порывов сильного ветра в момент прихода ангела смерти. Большой риск того, что такой человек умрёт плохим концом, в отличие от того, кто на протяжении жизни совершал богослужение, так что его иман укрепился и утвердился» («Ихьяу улюм ад-дин», 4 часть).
Что же касается тех, которые находятся под опекой истинных шейхов (духовных наставников), то первое, чему их учат их наставники, – покаяние и просьба о прощении грехов, благословение на Пророка ﷺ, в надежде на то, что Всевышний Аллах заменит их плохие поступки благими, ибо Господь в Коране говорит (смысл): «А те, которые совершили тяжкие грехи или же притеснили самих себя, совершив менее тяжкие грехи, а затем вспомнили о наказании, которое Аллах обещал тем, кто совершает грехи, и попросили прощения за свои грехи – никто кроме Аллаха не способен простить грехи, – и перестали совершать грехи, полностью отказавшись от них, зная, что то, чем они занимались, грешно. Воздаянием для таких людей будет прощение грехов их Господом и Рай, в котором текут реки, они будут пребывать в этом Раю вечно. Какое же прекрасное воздаяние ожидает поклоняющихся Аллаху!» (сура «Алю-Имран», аяты 135, 136).
وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ. أُولَئِكَ جَزَاؤُهُمْ مَغْفِرَةٌ مِنْرَبِّهِمْ وَجَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَنِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِينَ
В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Тот, кто совершил грех или поступил несправедливо по отношению к себе (ослушался Аллаха и тем самым подверг себя наказанию), а затем раскаялся в содеянном и, совершив тавбу, попросил прощения у Всевышнего Аллаха, – он найдёт Аллахапрощающим его грех и Аллах смилуется над ним» (сура «Ан-Нисаъ», аят 110).
وَمَن يَعْمَلْ سُوءاً أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُوراً رَّحِيماً
В ещё одном аяте сказано (смысл): «<…> поистине благие поступки стирают плохие» (сура «Худ», аят 114).
إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ
В благородном изречении Посланника Аллаха ﷺ, переданном Муазом (да будет доволен им Аллах), говорится: «Соверши благой поступок вслед за дурным, чтобы первый стёр последний» («Муснаду Ахмада»).
أَتْبِعْ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا
В хадисе, приведённом Ибну Маджой от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано: «Если вы совершите даже столько грехов, что они дойдут до небес, и после раскаетесь в этом – Аллах примет ваше покаяние».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَوْ أَخْطَأْتُمْ حَتَّى تَبْلُغَ خَطَايَاكُمْ السَّمَاءَ ثُمَّ تُبْتُمْ لَتَابَ عَلَيْكُمْ
В другом хадисе, приведённом имамами ат-Табарни и аль-Байхаки (да смилуется над ними Аллах), говорится: «Ангел, который по правую сторону (и записывает благие поступки), старше того, кто находится по левую сторону (записывающего плохие поступки). Когда человек совершает один благой поступок – ангел записывает ему это десятикратно. А когда он совершает грех и ангел, что находится по левую сторону, хочет записать его, ангел с правой стороны говорит ему: «Подожди!» – и тот ждёт в течение 6 часов. И если человек раскается за это время – грех ему не записывают, а если не раскается – записывается лишь один грех».
صاحب اليمين أمير على صاحب الشمال، فإذا عمل عبد حسنة كتبها بعشر أمثالها، فإذا عمل سيئة فأراد صاحب الشمال أن يكتبها قال له صاحب اليمين: أمسك،فيمسك ست ساعات، فإن استغفر الله منها لم يكتب عليه شيئا، وإن لم يستغفر الله كتبت عليه سيئة واحدة
Да убережёт нас Всевышний от смерти без имана в сердце и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.