Наконец-то хоть один официальный чиновник что-то сказал. Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй призвала к независимому расследованию утверждений, что бирманские силы безопасности систематически преследуют рохинья, мусульманское меньшинство, живущее в регионе Аракан. Даже бирманское правительство признает, что по меньшей мере 78 рохинья были убиты; лидеры их общины говорят, что на самом деле погибло 650 человек.
Вера и нравственное поведение не всегда идут рука об руку, и национализм часто заглушает и то, и другое
КОНФЛИКТЫ
Никто не оспаривает тот факт, что около 100 тысяч рохинья (из общего числа 800 тысяч) являются сейчас внутренними беженцами в Бирме, в то время как другие бежали через границу в Бангладеш. Как и следовало ожидать, решительно выступили буддийские монахи в Бирме. К сожалению, на этот раз они выступили не на той стороне.
Это вызывает недоумение. Когда папа Римский читает миру лекции о нравственности, очень немногие некатолики обращают внимание. Когда иранский аятолла Хаменеи дает миру наставления о добре и зле, большинство из тех, кто не является мусульманами-шиитами, только пожимают плечами. Но к буддийским лидерам проявляют обычно больше уважения, потому что большинство людей думают, что буддизм – это на самом деле религия терпимости и мира.
Когда Далай-лама высказывается о несправедливости, люди слушают. Большинство из них не разделяют его убеждения, и, вероятно, не ответят делами на его слова, но они слушают с уважением. Однако он не сказал совершенно ничего о том, что происходит с рохинья – как, впрочем, и любой видный буддийский лидер.
Справедливости ради следует отметить, что далай-лама тибетец, а не бирманец, и все же он обычно не столь сдержан в своих суждениях. Что касается собственно буддистских монахов Мьянмы, они были героями в долгой борьбе страны против тирании — так что несколько сбивает с толка, когда видишь, что они сами ведут себя как угнетатели.
Буддийские монахи стоят возле лагерей для беженцев в Аракане, и прогоняют людей, которые пытаются принести рохинья еду и другую помощь. Две влиятельных буддийских организации в этом регионе – Ассоциация молодых монахов Ситтве и Ассоциация монахов Мраук У — призывают местных жителей не иметь с ними никаких контактов. В одной из распространяемых монахами брошюр говорится, что рохинья «жестокие от природы».
И Аун Сан Су Чжи, женщина, которая два десятилетия провела под домашним арестом за то, что противостояла правящей военной хунте — женщина, которая однажды может стать первым демократически избранным премьер-министром Мьянмы – тоже отказалась предложить рохинья какую-то помощь или поддержку.
Недавно один иностранный журналист спросил, считает ли она рохинья гражданами Бирмы. «Не знаю, — уклонилась она от ответа. – Мы должны очень четко понимать законы о гражданстве, и кто имеет право на него».
Если бы она была честна, она бы ответила: «Конечно, рохинья являются гражданами, но я не смею этого сказать. Военные наконец оставляют власть, и я хочу победить на выборах в 2015 году. Я не получу никаких голосов, защищая права бирманских мусульман».
Нельсон Мандела, с которым ее часто сравнивают, никогда бы ничего подобного не сказал, но это нехватка мужества с ее стороны, которая не имеет ничего общего с религией. Вера и нравственное поведение не всегда идут рука об руку, и национализм часто заглушает и то, и другое. Так что давайте перестанем удивляться, что буддисты так себя ведут, и просто рассмотрим, что на самом деле происходит в Мьянме.
Предки рохинья поселились в области Аракан между 14 и 18 веками, задолго до того, как в Бирму – называемую теперь Мьянмой — прибыла основная волна иммигрантов из Индии после завоевания ее Британской империей в 19 веке. К 1930-м годам приехавшие относительно недавно индийцы составляли большинство в наиболее крупных бирманских городах, и доминировали в коммерческом секторе экономики. Напряженность в стране, естественно, была очень высока.
Японское вторжение во время Второй мировой войны привело к бегству из Бирмы большинства из тех индийских иммигрантов, но страх и ненависть бирманцев к «иностранцам» в их рядах остались, и затем были обращены против рохинья. Ополчились на них главным образом потому, что они воспринимались как «иностранцы», и тот факт, что они были мусульманами в почти поголовно буддийской стране, только способствовал отчуждению.
Живущие в Аракане рохинья были бедными фермерами, как и их буддийские соседи, и их права на бирманское гражданство не подвергались никакому сомнению до тех пор, пока власть в стране не захватили военные в 1962 году. В 1978 году армия напала на рохинья, прогнав около 200 тысяч человек за границу, в соседнюю Бангладеш. Эта кампания была отмечена масштабными убийствами, массовыми изнасилованиями и разрушением мечетей.
Военный диктатор того времени Не Вин лишил всех рохинья гражданства в 1982 году, принятые им новые законы запрещали им выезжать без официального разрешения, не давали владеть землей, а молодожены должны были подписывать обязательство иметь не более двух детей. Следующая военная кампания в 1990-91 годах привела к изгнанию в Бангладеш еще четверти миллиона рохинья. А теперь новая волна.
В воскресенье бывший генерал Тейн Сейн, переходный президент Бирмы, ответил верховному комиссару ООН по правам человека Нави Пиллэй: «Мы возьмем на себя ответственность за наш национальный народ, но невозможно принять незаконно проникших рохинья, которые не принадлежат к нашей национальности». Всех их должна принять какая-то другая страна, сказал он.
Но рохинья вовсе не «проникли незаконно», к тому же в Мьянме насчитывается более десяти «национальностей». На самом деле такой политикой движут страх, жадность и невежество — как обычно, используемые политиками, которые потворствуют националистическим страстям и религиозным предрассудкам. Как оказалось, буддисты тоже падки на все это. К большому удивлению.
Гвайн Даер, независимый журналист из Лондона. Английский вариант статьи опубликован на сайте winnipegfreepress.com