Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных...
Трудность той или иной религии определяется не столько числом и содержанием требований, сколько обязательностью их исполнения, то есть предполагаемыми наказаниями за их неисполнение - не со стороны людей, а со стороны высших сил мироздания, как бы последние ни понимались. Есть религии, в которых сотни суровых запретов и предписаний, но почти все их можно спокойно нарушить, не ожидая, что высшие силы мироздания на это в обязательном порядке как-нибудь негативно отреагируют. В крайнем случае можно легко отделаться - замолить, искупить каким-нибудь обрядом и т.п. А есть религии, в которых требований не так много и распространяются они не на каждую бытовую мелочь, зато любое их нарушение относит вас к категории проклятых, обречённых на вечный ад. В этом смысле религии делятся на ригористические и лаксические. Например, ислам скорее лаксическая религия, так как в конечном итоге Аллах может и наказать кого пожелает, и помиловать кого пожелает, в том числе вне связи с исполнением религиозных норм. Самой же ригористической формой религии является кальвинизм - направление в протестантизме. Согласно кальвинизму, если вы только чувствуете поползновение ко греху, это уже может значить, что вы осуждены всемогущим Богом на вечные муки ещё до начала времён. Поэтому кальвинист всё время в напряжении, а кальвинисткая культура (США, Нидерланды, Великобритания, Швейцария) крайне невротична.