Чамы или тямы – это народ Юго-Восточной Азии, общая численность которого оценивается в 500 тысяч человек. В настоящее время они проживают, главным образом, во Вьетнаме и Камбодже. В древности они имели свое государство Чампа, воевали с вьетами, кхмерами, а также монголами. В XV в. большая часть Чампы была захвачена вьетнамцами, но чамское княжество Пандуранга существовало вплоть до начала 19 в. После этого многие чамы предпочли переселиться в Камбоджу, поселившись вокруг города Удонга, а также вдоль рек и озера Тонлесап.
Вопрос о том, были ли чамы мусульманами во время их эмиграции в Камбоджу, не совсем ясен. Ученые приводят свидетельства того, что они имели контакты с мусульманским миром еще в IX веке. Группа мусульман-чамов все еще живет в Центральном Вьетнаме, хотя они составляют меньшинство, большинство же чамов в этой стране придерживается индуизма. Исходя из этого, вполне вероятно, что еще до переселения в Камбоджу, часть населения чамов уже обратилась в ислам. В пользу этого говорит и тот факт, что сегодня все камбоджийские чамы являются мусульманами. Они составляют 1-2% населения этой страны.
Пребывание на периферии мусульманского мира и изоляция от него привела к формированию у чамов синкретической версии ислама. Его последователи считают себя мусульманами-суннитами, признают Аллаха Единым Богом, Мухаммада (мир ему) – Его пророком, празднуют Рамадан, воздерживаются от употребления в пищу свинины и алкоголя, но их религиозная практика включает в себя элементы индуизма и культа предков. В традиционном исламе чамов нет обязанности молиться пять раз в день, достаточно это делать один раз в неделю в пятницу. Они не используют арабский язык в качестве языка религии – у них есть местная версия Корана, написанная на языке чам. Пост в Рамадан соблюдают только священнослужители в течение трех дней, хадж не является обязательным. Многие другие ритуалы выходят далеко за рамки ортодоксальной версии ислама, в частности, в традиционном синкретическом исламе чамов существует вера в силу магии и колдовства и придается большое значение магическим практикам, призванным помочь им избежать болезней, преждевременной или насильственной смерти.
В период красных кхмеров некоторые священные тексты общины Имам Сан были зарыты в землю, чтобы их не уничтожили. Более 90 000 чамов (как джахедов, так и ортодоксальных) погибло во время геноцида / Источник: 20shots.com
Контакты с общинами мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения способствовали тому, что все больше чамов-мусульман переходило в ортодоксальный ислам. В начале XX века усилилось влияние на чамов малайского ислама. Из Малайзии привозили религиозные книги, малайские священнослужители произносили хутбы (проповеди) в мечетях на своем языке, представители народа чам отправлялись в малайские медресе для изучения ислама. Также нередки были смешанные браки чамов с малайцами. В итоге это привело к тому, что многие ортодоксальные чамы переняли их обычаи и семейную организацию, и стали говорить на малайском языке.
В результате этого среди чамов сформировались два исламских течения – одни продолжали придерживаться традиционной для них версии ислама, настаивая на необходимости следовать пути предков, а другие, более многочисленные, придерживаются ортодоксального ислама. Последние следует шафиитской ветви суннитского ислама, а в вероучении – матуридитскому мазхабу.
Церемонии общины Имам Сан – это ритуалы, которые восходят к доисламской традиции, которые направлены на установление связи с душами предков, а иногда на воссоздание сцен из чамской истории / Источник: 20shots.com
Группа, придерживающаяся традиционной веры чамов, известна как джахеды или бани чам. Они называют себя «чистыми чамами» – чам сот – или общиной Имама Сана. Джахеды говорят на языке чам и, в отличие от других чамов, пишут на нем. Раз в год в сентябре они устраивают праздник в своей мечети в Удонге в честь рождения Пророка и Имама Сана, которого они почитают как святого. Сегодня их число оценивают в 20 000-50 000.
Конфликт между обеими группами усилился в период 1954-1975 гг. В настоящее время джахеды, по словам антрополога Альберто Переса Перейро, стали «объектом интенсивной прозелитизации со стороны иностранных исламских организаций и благотворительных фондов», главным образом, придерживающихся саляфитской направленности или принадлежащих организации «Джамаат Таблиг» (запрещенная в РФ). Они всячески призывают чамов отказаться от традиционных обрядов и практик и последовать ортодоксальному исламу. Противостояние между сторонниками традиционной веры чам и ортодоксального иногда доходит до абсурда. Например, бывает так, что население одной деревни делится на две группы, каждая из которых имеет свою мечеть и религиозную организацию.
Битье в барабан у традиционных чамов является призывом к молитве. Они читают намаз один раз в неделю – в пятницу / Источник: 20shots.com
Джахеды пытаются поддерживать свой язык в школах / Источник: 20shots.com
Невеста, повязав на голову желтый платок, посещает могилы предков перед своей свадьбой / Источник: 20shots.com
Ортодоксальная мусульманка, живущая в общине рыбаков / Источник: 20shots.com
Ортодоксальные мусульмане-чамы едут в мечеть на пятничный намаз / Источник: 20shots.com
Чамы – необычные мусульмане Вьетнама
Для многих вьетнамцев слово «чам» ассоциируется с изображениями давно несуществующих башен, расположенных на пути в храмовый комплекс «Мой сын», который пролегает за пределами Хойана вдоль центрального побережья Вьетнама. Другим людям это слово ни о чем не говорит, ведь о том, что во Вьетнаме тоже живут мусульмане, знают лишь немногие. Для большинства путешественников станет открытием, что на побережье реки Меконг недалеко от Камбоджи есть целая мусульманская деревня, сообщает World Bulleten.
Заходя в деревню, можно увидеть 2-3-метровые деревянные дома, стоящие на сваях – так местные жители защищают свои жилища от наводнений. Здесь женщины ходят в хиджабах, а мужчины в белых головных уборах, напоминающих тюбетейки. Еще одним отличием деревень мусульманского народа чамы (тямы) от поселений вьетнамцев являются широкие и чистые улицы, а также белые каменные двухэтажные дома. Архитектура домов очень простая и скромная. На первом этаже располагаются гостиная и кухня, а на втором – спальные комнаты. С другими народами Вьетнама чамы говорят в основном на вьетнамском языке. Но между собой они общаются на чамском, напоминающем смесь малайского и арабского.
Большинство мужчин в деревне либо рыбаки, либо работают на близлежащих рыбных фермах на реке Меконг. Женщины в основном занимаются ткачеством, производя уникальные ткани с национальным орнаментом, или просто работают продавщицами на местном рынке.
Чамская молодежь, идущая по улице в Пномпене, Камбоджа / Источник: mvslim.com
Основанная во 2 веке нашей эры цивилизация Чампа достигла своего зенита в 9 веке. Она контролировала центральную часть Вьетнама вплоть до дельты Меконга, и ее владения простирались на запад до границ современных государств – Камбоджи и Лаоса. Чамы были известны как бесстрашные моряки. Королевство Чампа активно участвовало в международной торговле, что позволило ему накопить богатство и усилить влияние, а также наладить связи с другими региональными королевствами, Южной Азией и Китаем.
В XII-XV веках цивилизация Чампа начала угасать. Со временем чамы были изгнаны на юг королями Вьетнама и на восток правителями Ангкора. То, что осталось от цивилизации Чампа во Вьетнаме, в настоящее время сосредоточено в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан (около Пхан-Ранг) в Центральном Вьетнаме и вдоль границы с Камбоджей, в провинциях Тай Нинь и Чау-Док. Некоторая часть чамов практикует индуизм. Тем не менее, основная часть этого народа исповедует ислам суннитского толка. По одной из версий, исламизация чамов связана с тем, что они были мореплавателями и вели торговые дела с мусульманами в конце Х – начале XI веков. В XIX веке чамы пережили новый подъем исламской религиозности.
Согласно официальной статистике, 90 % чамов в Камбодже исповедуют ислам / Источник: aljazeera.com
В период правления в Камбодже «красных кхмеров» чамы были практически полностью истреблены, так как все они являлись мусульманами. Поводом к геноциду послужило то, что незнание кхмерского языка было объявлено преступлением.
Чамы делятся на несколько групп, имеющих свои особенности. Часть чамов исповедует брахманизм, часть не придерживается никаких религиозных традиций и называются хрой. Чамы-мусульмане делятся на две группы. Одна группа исповедует традиционный ислам шафиитского толка, вторая группа исповедует так называемый ислам-бани. Бани – это синкретическое течение, вобравшее в себя исламские и индуистские традиции. К примеру, если ортодоксальные мусульмане постятся в Рамадан, как и положено, в течение всего месяца, то бани постятся лишь три дня. Если у традиционных мусульман сохраняется патриархат, то у бани – матриархат.
У чамов Рамадан называется Рамуван. В рамках празднования Ид аль-Фитра (праздник Рамуван) чамы посещают могилы предков и возносят за них молитвы / Источник: hiveminer.com
Поскольку ислам запрещает своим последователям вступать в брак с язычниками, чамы-мусульмане в течение веков не смешивались с чамами-индуистами и поэтому отличаются от них внешне. С другой стороны, чамы в Камбодже вступали в брак с малайцами, так что иногда их даже бывает трудно отличить.
Женщины отращивают длинные волосы и покрывают голову мусульманским шарфом. Многие носят национальные платья. Мужчины ходят в саронгах (традиционная мужская и женская одежда народов Юго-Восточной Азии – прим. Исламосфера), малайских шапочках, отращивают усы или бороду. Письменность у чамов-мусульман на основе арабской графики.
Сегодня численность чамов достигает 167 000 человек. Они являются одним из 54 этнических меньшинств Вьетнама. При этом, чамы – второй по численности этнос во Вьетнаме. Мусульман же насчитывается около 65 000 человек. Хотя ислам медленно, но верно распространяется в стране, чамы-мусульмане чувствуют себя обделёнными во многих сферах жизни.
Чамская свадьба в небольшой деревеньке рядом с Тяудоком во Вьетнаме / Источник: quinnmattingly.photoshelter.com
На чамской свадьбе в небольшой деревеньке рядом с Тяудоком во Вьетнаме / Источник: mvslim.com
Чам из Камбоджи / Источник: aljazeera.com
Дети из чамской семьи, живущей в небольшой деревне на юге Вьетнама, в традиционной одежде / Источник: leizuu.comИсламосфера